Мода, как и кино, имеет свой Олимп, где собираются дизайнеры со всех концов света. Чтобы вас допустили в этот клуб, достаточно быть звездой — в том смысле слова, как понимал его Эдгар Морен: близкая и вместе с тем далекая, звезда живет на одной планете с нами, только иной жизнью. Творец моды превратился в лицо почти ирреальное, существующее где-то между действительностью и вымыслом. Раз в неделю иллюстрированные журналы выводят на сцену этих персонажей, которые нам ближе и уж во всяком случае дороже, чем наши соседи. Каждый из баловней судьбы — личность неповторимая: Джон Гальяно ходит в своих удивительных костюмах, Карл Лагерфельд похудел, Стелла Маккартни — подлинное дитя поп-звезды, Том Форд неизменно в растегнутой черной рубашке, с горящим взором.

COUTURE - SUPERSTAR

Джон Гальяно

COUTURE - SUPERSTAR

Карл Лагерфельд

COUTURE - SUPERSTAR

Стелла Маккартни

Иногда на последних страницах журналов они предстают перед нами в интерьерах, которые мы принимаем за повседневное окружение наших героев, как будто их случайно застали в домашней обстановке. Dolce vita — вот их каждодневное бытие, наполненное легендарными празднествами — то в честь парфюма, то по случаю чьего-нибудь дня рождения. Художник моды без особой надобности, а вернее, по всякому поводу садится в самолет. Либо поиски вдохновения влекут его в Индию или Китай, как Джона Гальяно, либо он и американец, и израильтянин, как Альбер Эльбаз, арт-директор Lanvin, либо, как Том Форд, живет с другом в Париже, но часто бывает в Лондоне и имеет дом в Техасе.

COUTURE - SUPERSTAR

Том Форд

Жизнь без границ, жизнь-игра. Кутюрье не то чтобы творят вопреки праздникам: творить праздники — часть их работы. Дважды в год, когда проходят показы, «система звезд» переживает апофеоз, но опять-таки, это совсем не похоже на нашу работу. Во время дефиле им приходится заново подтверждать свою репутацию, а мы — рядом с ними в те драматические минуты, когда вот вот станет известно, смог ли кутюрье показать лучшее, на что способен. «Великолепный Готье», «неожиданный Гальяно» — или же ни слова, молчание: нередко именно отсутствие комментариев хуже всякой критики.

COUTURE - SUPERSTARAlberta Ferretti, весна-лето 2015.

Дефиле для мира моды — то же, что тропические теплицы для редких растений. В уменьшенном масштабе воссоздается подлинная обстановка, в которой должны присутствовать только действующие лица и минимум зрителей: прежде всего, журналисты из всех стран, затем специалисты, закупщики из крупных магазинов, кинозвезды, промышленные магнаты, кучка олигархов, родовые особы со звучными фамилиями, постоянные клиентки. Весь бомонд рассажен по продуманному плану.

Celine - SS 2015 - RTWCeline, весна-лето 2015.

Дефиле — одна из последних предоставленных нам возможностей узнать, чего мы действительно стоим. Вполне естественно! Понятно, что в индустрии, торгующей отличиями, стараются прежде всего отличиться сами. Успех показа решается на подиуме, а также вокруг него. Выступают двадцать пять — пятьдесят «номеров», нарядов, надетых на манекенщиц, которым платят за то, чтобы они не улыбались непрерывно щелкающим фотографам. На подиуме подобает иметь равнодушно-пресыщенный вид. Вокруг — тоже. Разве можно представить себе шахиню или индийскую принцессу с веселым лицом? В конце дефиле появляется дизайнер: ведет под руку последний номер — свадебное платье или спешит следом, будто нагоняя утраченное время. Аплодисменты, все взоры устремляются к кинозвездам, сидящим в первом ряду — непременно в первом.

COUTURE - SUPERSTAR

В эпоху Ива Сен-Лорана там сидела Катрин Денёв, «дневная красавица». Кто из двоих оказывал другомучесть своим присутствием? Звезды власть не делят, а умножают. Средства информации, телевидение, журналы расскажут нам об этом событии.  Кутюрь-звезда посвящает весь этот обряд гранитному идолу, им же порожденному: марке. Союз кутюрье и марки был для моды лишь одной из многих возможностей, в нем не было необходимости, связанной с самой природой индустрии тенденций. Судьба распорядилась так, что теперь кутюрье и марка — участники одного приключения. Все, ими созданное: одежда, аксессуары или духи — обретает «магическое или мистическое значение и потому продается по ценам, намного превышающим производственную стоимость. Как кутюрье, так и марка — современные изобретения, поддерживаемые прибыльной системой, машиной для производства, содержания и прославления звезд. Сегодня ремесленник, звезда, художник и бизнесмен порой совмещаются в одной-единственной личности: кутюрье.

COUTURE - SUPERSTAR COUTURE - SUPERSTAR COUTURE - SUPERSTAR

Ив Сен-Лоран