Творец моды — это мастер отличий, способный передавать их на языке тканей. Среди дизайнеров одежды немало тех, кто принадлежит к меньшинствам: евреи, гомосексуалисты, независимые женщины. Евреев и гомосексуалистов, чье присутствие так ощутимо в море моды, объединяет общая судьба: они несли клеймо изгойства. Их если не преследовали, то подвергали сегрегации: в отношении у ним общество проявляло жестокость. Во времена не столь отдаленные, когда гомосексуализм воспринимался большинством как болезнь, мода была одной из редких профессий, где не преобладали такого рода предрассудки.
Во Франции, а также в США мир одежды с конца XIX века формировался как своеобразный иностранный легион, служивший прибежищем для тех, кто стал объектом человеческой враждебности. Эта сфера городской производственной деятельности, где уживались отвратительные sweatshops (подпольные цеха) и расположенные в роскошных квартирах ателье высокой моды, всегда была защищена от нетерпимости благодаря снобизму. Здесь извечно существовали рядом люди несхожих корней и нравов. Мир моды бесконечно уверен в своем превосходстве и оттого демократичен к тем, кто в нем работает: он безразличен к власти имущим и не имеет нужды в устрашении малых сил.
Доменико Дольче и Стефано Габбана – модельеры, основавшие итальянский дом моды Dolce & Gabbana.
Стилисты и все, кто держит бразды правления в этой области, могут вести между собой жестокую борьбу, где не обходится без унижений и иерархии, но «рядовые» остаются вне ее. В этом особом мире быть не таким как все — козырь. «Порой составляющие социума, как зрительные оси, легко сближаются в отдаленной точке», — отмечал Зиммель, объясняя роль «чужаков» в моде. Если большинство дизайнеров не боится нарушать кодексы приличий, причина иной раз в том, что они этих кодексов не знают.
Том Форд и Ричард Бакли
Калвин Кляйн с экс-бойфрендом Ником Грубером.
В США рождается стиль ghetto fabulous: вульгарность поневоле превращается в осознанный выбор, доводится до крайности. Увлечение распространилось: camp, гомосексуальный китч, воспетый Сьюзен Сонтаг, обрел широкую популярность вне сообщества геев. Эта тенденция стала источником вдохновения для престижных марок — Versace, Dolce & Gabbana — или, скажем Гальяно в его личной коллекции.
Дин и Дэн Кейтен — канадское дизайнерское дуо, идентичные братья близнецы, основатели и владельцы международного дома моды и одноименной торговой марки DSQUARED2
Сегодня у нее обширный круг приверженцев, что объясняет Жан-ПольГотье: «Обожаю белокурые волосы, а особенно крашенные — перекисные. От природы мои волосы скорее каштановые, Мадонна брюнетка, Стиви брюнет, а Лоанна и Сильвия — темные шатенки … Их белокурость не случайна, она делает их личностями. Я решительный сторонник всего фальшивого или нарочитого. К примеру, в моих дефиле участвуют очень темные брюнетки, очень светлые блондинки и очень толстые толстушки. Не люблю неопределенность». Подобно Жан-Полю Готье, любой дизайнер одежды — мастер отличий, способный передавать их с помощью тканей. Вот почему «инакость» в мире моды носят охотно и легко.
Жан-Поль Готье — французский модельер, во многом определивший облик высокой моды 1980-х и 1990-х годов, президент собственного модного дома и компании Jean Paul Gaultier S.A.